http://leonwolf.livejournal.com/320412.html
Утром 17 октября 2011 года я представил в Октябрьскую ТИК подписные листы.
В соответствии с законом, ТИК принимает решение о регистрации или об отказе в регистрации в течение 10 дней с этого момента, то есть до утра 27 октября.
20 октября началась проверка подписных листов, закончилась 23 октября вечером.
Избирательный кодекс Свердловской области (далее – ИКСО) предусматривает три способа проверки подписных листов (помимо их исследования рабочей группой самой комиссии) – по данным системы ГАС “Выборы”, по данным регистра учета населения и графологическую экспертизу. Первый – обязателен, последние два комиссия вправе назначить своим решением (а вправе и не назначать). В период с 20 по 23 октября была проведена проверка подписных листов в самой комиссии (23.10), по данным ГАС “Выборы” (20-21.10), по данным регистра учета населения (21-22.10). Рабочая группа ТИК приняла решение не направлять подписные листы графологу, поскольку у рабочей группы не возникло ни одного сомнения в том, что подписи вносились избирателями собственноручно. Также при проверке присутствовал член ТИК с правом совещательного голоса, назначенный кандидатом Зяблицевым Е.Г., и тоже не нашел необходимым обращение к графологу.
Утром 24 октября я получил на руки итоговый протокол проверки подписных листов, сообщающий о положительных результатах проверки. В соответствии с ИКСО, итоговый протокол кандидат получает за три дня до заседания ТИК – чтобы он имел возможность ознакомиться с ним, и, в случае, если этот протокол отрицателен, имел возможность представить возражения.
Итоговое заседание ТИК, на котором должно быть принято решение о регистрации или об отказе в регистрации, было назначено на 26 октября, 18.30. Таким образом, на пределе возможного, но все установленные законом сроки были соблюдены.
Нормальный процесс.
А днем 25 октября начинают происходить уже аномальные вещи.
Телефонным звонком (около 15.30) председатель ТИК уведомляет меня о том, что рабочая группа приняла решение вернуться к проверке моих подписных листов. Якобы, “один из кандидатов” отозвал своего представителя в ТИК, назначил другого, и этот новый представитель, ознакомившись с листами, требует, чтобы графологическая экспертиза была все-таки назначена.
В 16.30 я был уже в ТИК, и пояснил председателю, что на заседании рабочей группы присутствовать не смогу, и обратил внимание на то, что ИКСО категорически исключает проведение повторной проверки подписей после изготовления итогового протокола, а также и на то, что по срокам у ТИК нет времени для проведения повторной или дополнительной проверки подписей. Даже если бы и появился в итоге некий иной итоговый протокол – он появился бы с нарушением установленных законом сроков.
Вечером, в 18.30, состоялось заседание рабочей группы (на котором я не смог присутствовать), и, как меня меня уведомила председатель ТИК по телефону, рабочая группа приняла решение направить подписные листы на графологическую экспертизу.
Что имеем?
1. Сегодня в 18.30 заседание комиссии в любом случае состоится. И будет либо решение о регистрации, либо отказ.
2. Оснований для отказа – нет. Положительный протокол у меня на руках, новый протокол появиться не может.
3. В крайнем случае может появиться некое “заключение” графолога, которое не будет иметь юридической силы при принятии решения о регистрации или об отказе, но, возможно, может быть использовано впоследствии конкурентами при обращении в суд с требованием отмены регистрации.
4. Ценность такого “заключения” в любом случае будет крайне сомнительна. Графологу требуется примерно 5 минут на исследование одной подписи, у меня 1039 подписей – это почти 100 часов времени. (Параллельная проверка несколькими специалистами невозможна, поскольку почти все подписные листы сшиты в один том). Да, конечно, “надо” найти только 7 сомнительных подписей, но ведь и их надо как-то найти и выделить среди всего массива.