Аналитика
06.10.2011 Андрей Бузин, руководитель отдела мониторинга выборов ассоциации "ГОЛОС"

Вы еще не сдали деньги на «Единую Россию»? Тогда мы идем к Вам...

Основной мотив сообщений последней декады сентября и начала октября – «благотворительные» акции «Единой России», а также совместная электоральная деятельность партии и органов власти.

И в этом нет ничего необычного; более того, агитационно-административные акции кажутся партийцам и чиновникам настолько естественными, что они не задумываются над их законностью.

Когда «ЕР» приписывает себе результаты деятельности исполнительной власти («Физкультурно-оздоровительный комплекс сооружен по инициативе и при поддержке партии «Единая Россия»; «На территории вашего дома проводится капитальный ремонт асфальтового покрытия по программе «Новые дороги «Единой России» — сообщение № 116), она, видимо, не считает нужным задаться вопросом о том, кто оплатил эти результаты. Дороги, и ФОКи построены, надо думать, не на деньги партии, а на деньги самих избирателей.

Когда на социальной карте (карточка, предоставляющая определенные финансовые льготы ее обладателю) появляется логотип «Единой России», это означает, что партия использует общественные (если хотите, — государственные) ресурсы, перечисляемые в качестве компенсации льгот, в целях своей агитации (см. сообщение № 136). То есть, проводит агитацию, оплачивая ее не из избирательного фонда, а из кармана налогоплательщика.

Куда Вы пошлете продавца, который предлагает, чтобы Вы заплатили не только за его товар, но еще и за то, что Вас убедили (или принудили) его купить?

С другой стороны, чиновники, воспринимая партию как одно из своих подразделений (политический отдел), считают своим долгом всемерно ей помогать. Губернатор Орловской области, наверняка, даже не подумал, что он нарушает закон, выступая по телевизору с агитацией за «Единую Россию» и с критикой ее конкурентов (сообщение № 160). Между тем, были нарушены сразу четыре запрета – на агитацию в СМИ (запрещена до 5 ноября), на критику в телеэфире, на агитацию при исполнении своих должностных обязанностей и на агитацию по телевизору лицами, замещающими государственные должности. За все это предусмотрена административная ответственность (штраф), и что из этого?

Сообщение из Свердловской области (№ 118) тянет на более суровое наказание. Руководитель губернаторской администрации, а по совместительству – руководитель регионального избирательного штаба «Единой России» некто Лашманкин, дает указания по организации избирательного процесса органам исполнительной власти. Например: Министерству экономики обеспечить явку на выборы…, снабдить центры занятости населения агитационно-пропагандистскими материалами;…Министерству здравоохранения представить список доверенных лиц во всех учреждениях сферы здравоохранения (минимум по одному человеку в каждом учреждении)…Министерству социальной защиты организовать предоставление сведений о пенсионерах секретарю местного отделения ВПП «Единая Россия», …Министерствам …каждые две недели представлять в адрес руководителя Администрации Губернатора информацию о проведенных встречах с трудовыми коллективами…Заместителю директора ООО «УГМК-холдинг» подготовить предложения по финансированию избирательной кампании, представить губернатору области.

Откровенно, не правда ли? Даю наводку для прокуратуры: если документ подлинный, то в нем содержаться признаки преступлений по статьям 141 часть 3 (вмешательство в работу избирательных комиссий с использованием должностного положения) и 141.1 (расходование в целях достижения определенного результата на выборах не перечисленных в избирательные фонды денежных средств в крупных размерах) УК РФ. А для «Единой России» за это предусмотрена отмена регистрации за использование преимуществ должностного и служебного положения (в простонародье – за использование административного ресурса). Но ведь не будет ничего!

Спонсирование избирательной кампании «Единой России» осуществляется также путем организации администрацией или местными предпринимателями различных мероприятий, на которых фактически проводится агитация за «ЕР» (сообщения №№ 177, 185). Тут, правда, есть тонкость: в законе сказано, что на таких мероприятиях не допускаются «агитационные выступления», а раздача агитматериалов как-то упущена из виду.

К использованию административного ресурса можно отнести действия, описанные в сообщениях №№ 166, 130, 190: в Ярославле к агитации за «ЕР» привлечены комитеты самоуправления, в Тамбове – учителя, а в Самаре – почта.

Еще одним основанием для отмены регистрации является подкуп избирателей (понятие подкупа в законе достаточно четко определено). Судя по сообщениям случаи подкупа носят массовый характер (№№ 181, 179, 168, 157, 156, 144, 127).

Несколько сообщений повествуют о поквартирных обходах избирателей, якобы для уточнения списка избирателей (сообщения №№ 151, 137). В этих случаях администрация берет на себя функции избиркомов, а заодно повышает явку и немного агитирует за свою партию.

Букет нарушений стандартен для выборов последних лет. Когда пропагандисты наших выборов рассказывают нам об их почти совершенстве, они умышленно умалчивают об одном требовании, непременном для настоящих выборов – о требовании беспристрастности государства по отношению к участникам выборов. Это требование записано в международных юридических документах по выборам и косвенно — в нашем законодательстве. А если государственные органы работают на одного из участников, то выборы получаются не настоящими.

И в завершение — несколько слов о нарушениях, не связанных напрямую с администрацией. Такие тоже еще бывают на наших выборах.

Приемы «черного пиара» — имеется в виду анонимная контрагитация с сомнительной информацией — продолжают применяться, и что удивительно – не только к партии «Единая Россия» (см. сообщения 183, 173, 154, 149, 146, 125, 117).

Сюда же можно отнести и интересный документ, присланный из Калининграда (сообщение № 167) – анонимное обращение к жителям с намеком не пускать к себе сборщиков подписей. Прием, правда, не нов, а круг подозреваемых инициаторов дольно узок.