Учение Павлова и электоральная педагогика
Избирательная кампания по выборам депутатов Госдумы 2011 года отличается от кампании 2007 года лишь масштабами административной наглости.
«Являясь сторонником партии «Единая Россия» я готова приложить
максимум усилий для проведения на должном уровне предвыборной
кампании по выборам в Государственную Думу и очень надеюсь на помощь»
Из письма редактора государственной газеты в ФСБ (сообщение № 1069)
Чиновник уже понял, что состав участников выборов позволяет не набирать конституционное большинство в Думе, и что после марта нас ждет уже общенародная, а не суверенная демократия, но ведет он себя намного откровеннее и смелее, чем на предыдущих выборах. Хотя практически все административные технологии, которые мы наблюдаем сейчас, присутствовали и на предыдущих выборах и описаны, между прочим, в нашей с Аркадием Любаревым книге «Преступление без наказания», посвященной выборам 2007/08 годов.
Вот это «без наказания» и является объяснением разгула чиновничьего вмешательства в выборы. Условный рефлекс вырабатывается не только у павловских собачек, но и у российского чиновника. Как посредством отсутствия наказания, так и посредством поощрения за противозаконные действия.
Чиновники разного ранга – от поселковых администраторов до Президент-Премьера «в упор» не видят статей закона, в которых сказано, что государственным и муниципальным служащим запрещена агитация с использованием должностного и служебного положения. Они, конечно же, делают это «без использования должностного положения» – в свободное от работы время (а судя по хронометражу, оно у них всегда свободно от работы) и совсем не в качестве государственных служащих, а как простые граждане. А то, что по телевизору, так это – телевизор и виноват.
Губернатор Челябинской области не постеснялся выпустить свой агитационный плакат (сообщение № 702), где скромно подписался «Михаил Юревич, Губернатор Челябинской области», естественно, — без использования должностного положения. Похожей наглядной агитацией занимается «за свой счет» и Губернатор Воронежской области (№ 1027). Между тем, статья 141.1 УК РФ – «расходование в целях достижения определенного результата на выборах не перечисленных в избирательные фонды денежных средств в крупных размерах, … или … оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на получение определенного результата на выборах, осуществленные в крупных размерах без оплаты из соответствующего избирательного фонда — …наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года».
Зарплата у губернаторов немаленькая, и если применить эту статью на текущих выборах, то штрафы с лихвой бы покрыли предусмотренный на выборы бюджет. Однако ждать от наших правоохранителей такой инициативы не приходится. Челябинский избирком, например, считает, что «изображение символики и наименования политической партии не может рассматриваться как предвыборная агитация» (№ 1074).
Кстати, следует учитывать, что губернатор, также как Президент и Премьер, не являются государственными служащими! Они всего лишь «замещают государственную должность». А поэтому не должны уходить в отпуск и могут проводить агитацию «без использования должностного положения», не используя материальные и финансовые ресурсы и без привлечения третьих лиц. (Недавно безуспешно пытался объяснить это иностранцам). А если третьи лица привлекаются сами (ну, например, руководители телеканалов или редакторы газет), то это их, а точнее – наши, с вами трудности.
Глядя наверх, пустились во все тяжкие и чиновники помельче. Некоторые (№№ 658, 726, 1080), как, например, мэр Ижевска, в любовном порыве к своей партии прямо говорят, что финансирование избирателей зависит от результата «Единой России». Что, подпадает под понятие «подкуп избирателей».
За соблюдением законов у нас следит Прокуратура. А все прокуроры назначаются Генеральным прокурором, который, в свою очередь, назначается по представлению первого номера в списке одной из партий. Вот такая цепочка. Это – в масштабах страны. А в масштабах Республики Коми цепочка короче: Прокурор Республики является третьим номером в региональном списке той же партии. При этом, исполняя должностные и служебные полномочия, он тщательно следит за равноправием всех участников (№ 1182). Этакий «играющий судья».
Не отстает и полиция. На прошлых выборах практиковалось массовое незаконное изъятие агитационных материалов партии СПС. Судя по сообщениям на Карте нарушений, такой прием применяется и сейчас, сменилась лишь главные цели: теперь это КПРФ и «Справедливая Россия». Полиция изымает агитационные материалы, ссылаясь при этом на устные распоряжения регионального избиркома или вышестоящего начальника, не составляя никаких документов (№№ 709, 1148, 1184). То есть, вопреки закону, требующему предъявления письменных распоряжений и составления протоколов.
Также как и в предыдущей кампании, много сообщений — о том, какими средствами достигается демонстрация «российского единения» (№№ 706, 657, 1042, 1158, 1109, 1150). Где-то под бдительным взором начальства предлагают заполнить анкеты об отношении к Партии, где-то сгоняют на митинги, концерты и демонстрации. Что вряд ли соответствует конституционным правам на свободу совести и на объединение в организации.
Ярко выраженной чертой этой кампании, также, как и в 2007/08 годах остается «привлечение» избирателей к голосованию. Интересно, что резкое повышение активности по повышению явки началось именно после того, как был отменен порог явки и голосование против всех. Снижение народного интереса к выборам надо было компенсировать новыми методами привлечения людей к избирательным урнам, и чуровский ЦИК воспринял повышение явки как свою главную задачу. Увеличилось количество открепительных удостоверений и работа администраторов на повышение явки как методами «кнута», так и методами «пряника».
Увеличилось и число сообщений о принуждении к голосованию, в частности к голосованию за конкретную партию. Реакция российских граждан на такое принуждение представляет собой замечательный материал по социальной психологии и политической эволюции.
Скажем прямо, не каждый, кто сообщает о принуждении к голосованию, подписывается под сообщением и предоставляет информацию о конкретных нарушителях. Не каждый живет в Москве и имеет творческую профессию паталога-анатома, как один из авторов подобного сообщения, который на прошлых выборах не только написал нам фамилии и телефоны своего начальника и прислал подтверждающие документы, но и согласился отчитаться о своем голосовании только в обмен на получение «удостоверения быдла».
Существует несколько разновидностей принуждения к голосованию.
Первая, и самая безобидная – простые угрозы за голосование не за ту партию (№№ 1023, 1075, 1102, 1118, 1163, 1185). Но в этом случае страхи явно преувеличены: пока голосование у нас действительно тайное, а такие угрозы – просто блеф. К тому же, они подпадают под действие статьи 141 УК, часть 2: «Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав …, нарушение тайны голосования….соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;….либо совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо … совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет». Тем более подпадает под эту статью требование сфотографировать бюллетень.
Другая разновидность – принуждение к участию в голосовании с условием отчетности. Здесь есть возможность проверить, голосовал ли избиратель: с некоторых пор администрации фактически могут получить доступ к списку избирателей. Такое принуждение иногда сопровождается требованием получить открепительное удостоверение и проголосовать на определенном участке, где может быть осуществлен контроль участия в голосовании (№№ 1041, 1110). Кстати, с этой целью в некоторых учреждениях 4 декабря объявлено рабочим днем (что, строго говоря, тоже является нарушением).
Наиболее широко распространено принуждение к получению открепительных, существующее в нескольких разновидностях: просто получение открепительных, получение открепительных с отчетом об их получении (№ 1149) и получение открепительных и передача их начальству (№№ 1090, 698). Первые две разновидности направлены просто на повышение явки и составление отчетности о проделанной работе. Последнее – подготовка к прямым фальсификациям. Все три тоже подпадают под статью 141 УК, а фальсификации – под статью 142.1 УК.
Вот характерное сообщение (№ 1149) из Москвы: «Может быть, Вам будет интересен тот факт, что во всех подразделениях и службах и организациях Муниципального округа «Северное Медведково» (думаю, такова практика по всей Москве, да и России) распространён устный приказ всем работникам взять Открепительное удостоверение для голосования на выборах. Удостоверения следует ксерокопировать и передать вышестоящему руководству для дальнейшей передачи в отдел кадров». От подобных предложений действительно трудно отказаться, особенно, если вы являетесь государственным или муниципальным служащим.
В Питере, похоже, решили использовать чиновников для реализации аферы с голосованием по почте (№№ 446, 690, 689, 664, 1186). Этот новаторский способ голосования когда-то был опробован в Свердловской области, но потом был отменен, в связи с тем, что им воспользовались единицы. То есть, в естественных условиях этот способ не может быть массовым, по крайней мере, в ближайшее время. Но если очень постараться и каждой окружной администрации дать задание на написание тысячи таких заявлений (см. №№ 446, 664), то количество голосующих по почте может приблизиться к количеству чиновников в Питере. Такое явление будет очевидным признаком уголовного преступления, которое не заметит прокуратура.
Обращает на себя внимание относительно большое количество сообщений о фактах административного давления на школы и вузы. В школах проводят «родительские собрания», на которых разъясняется польза участия в голосовании и польза «Единой России» (№№ 1031). В вузах развернута работа по воспитанию молодого поколения в духе марксизма-ленинизма, пардон, в духе любви к единой России в её партийной, административной и общенародной ипостасях (№№ 1185, 1075). Вот, например, пункты из плана подготовки к выборам депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва, изданного ректором Ставропольского государственного университета (сообщение № 692):
«25. Уточнение базы данных по студентам, принимающим участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации VI созыва
33. Проведение политинформаций на лекциях и практических занятиях дисциплин общественно-политического цикла «О выборах в России», обсуждение со студентами программ кандидатов, разъяснение целей и содержания работы «Общероссийского народного фронта»
35. Организовать изучение вопросов избирательного права, гражданственности и политического выбора граждан России, разъяснение целей создания и содержание работы «Общероссийского народного фронта» на семинарских и практических занятиях…
43. Разработка макета и изготовление атрибутики (шарфы, ленточки, «банданы», майки и пр.) с символикой университета, Единой России, Общероссийского народного фронта и т.д.»
Тот факт, что про школы и вузы мы знаем больше, чем про другие учреждения, объясняется, по-видимому, не тем, что они занимают особое положение в противозаконных практиках наших выборов, а тем, что поколение 90-х росло несколько в другом обществе, и среди нынешних студентов и молодых родителей оказалось некоторое количество людей, не приученных ходить исключительно строем.
А вот выступление директоров школ города Липецка (№№ 611, 589), «поднявших руку» на мэра города, а в действительности – на наши свободные выборы, является уникальным. Слова о том, что «директоров школ привлекают к работе по заполнению подписных листов за неизвестного кандидата на пост городского главы, принуждают стать доверенными лицами», сказанные под запись, — проявление гражданского мужества. Хотя сами факты – распространенное явление, о которых не раз говорилось в кулуарах.
Заразу вольнодумия, поселившуюся в нашем обществе во времена «шальных 90-х» надо выкорчевывать с корнем! Большое количество анонимных сообщений о нарушениях закона свидетельствует о том, что «корчевание» дает свои плоды. Точнее, пока такое корчевание рождает рост социального напряжения. Часть граждан уже созрела для возврата в 30-е (российского или германского образца) и пишет письма в ФСБ со словами «В столь ответственный предвыборный период перед государственными СМИ стоят задачи по активной агитации и пропаганде партийной работы партии «Единой России» и вся редакционная политика строится в соответствии с этим. Но нормальной слаженной работе редакционного коллектива и моей в частности, …мешает подрывная дестабилизирующая деятельность одного из сотрудников редакции…» (№ 1069). А другая часть пишет в Интернет гадости про ментов и партию жуликов и воров.
Уроки современных российских выборов постепенно увеличивают напряжение в обществе. И горе-педагоги, дающие эти уроки, должны понимать, что они персонально ответственны за то, что может произойти, если такое напряжение превысит критическое значение.